Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор


Введение

Исторический очерк религиозной жизни

Построение Пречистенского Собора. 14 век

Церковь и богадельня Спасская

Упадок Пречистенского Собора

Запустения на месте Святыни

Восстановление Пречистенского Собора

Содержание Собора и причта

Мицкунская приписная церковь

Настоятели Пречистенского Собора со времени его восстановления в 1868 г.

Пречистенский Собор в наши дни


Введение

В 1346 г. великий Литовский князь Альгирдас (Ольгерд) для своей супруги княжны Тверской Юлиании строит Церковь. Приглашённые Киевские зодчие возводят её на подобии Софийского храма Ярослава Мудрого. Когда в 1415 году великий князь Витаутас образовывает отдельную митрополию для Литвы и Западной Руси с митрополичьим центром в Вильнюсе, Пречистенская церковь становится Собором. Собор освящал митрополит Московский и всея Руси Алексий.

С этим Собором связаны многие исторические события. Здесь в конце XV века торжественно встречали царственную невесту великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского, Иоанна III, Елену. Лишена возможности иметь свою домовую церковь, княжна постоянно ходила на богослужения в Пречистенский Собор, под сводами которого и погребена в 1513 году.

В конце XVI века здесь активно действует русское братство, всемирно защищающее православную веру.

XVII и XVIII века - время смуты и частых войн не обошли стороной и Пречистенский Собор. В сильно разрушенном Соборе в конце 18-го столетия лишь изредка ведутся богослужения и в это время по инициативе митрополита Иосифа Семашко Виленского и Литовского в августе 1865 гола начинаются восстановительные работы под руководством академиков -архитекторов А. Рязанова и Н.Чагина.

Интересно, что в 1867 году Собор посетил Государь Император Александр II и выделил из государственной казны 57 тысяч рублей.

22 октября 1868 года Собор торжественно освящён епископом Тихоном (будущим патриархом Московским и всея Руси).

Архитекторы, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придают фасаду формы, имитирующие средневековую грузинскую архитектуру. Во внутреннем убранстве храма привлекает внимание богатый пятиярусный иконостас, написанный старостой Собора Трутневым. Но с 1868 года никакого ремонта больше не проводилось и время начало разрушать храм.

В 1980 году, по благословению архиепископа Викторина (Беляева), начался внутренний и наружный ремонт. И вот, после более чем столетнего перерыва, вновь белостенный Пречистенский Собор колокольным звоном призывает верующих в древние обновленные стены для молитвы.

27 июля 1997 года Пречистенский Собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он отслужил в Соборе божественную литургию, сказал проникновенное слово, преподнёс в дар Собору икону Казанской Божьей Матери, а настоятелю архимандриту Давиду (Дмитриеву) вручил крест с украшениями с дарственной надписью.

Прошло 18 лет после рестоврации, и вот Владыко Хризостом (Мартишкин) в 1998 году внутри храма великолепно производит побелку стен, купола и реставрацию иконостаса.

В настоящее время кроме богослужений при Соборе действует воскресная школа.

Исторический очерк религиозной жизни

Пречистенский Собор - одна из древнейших православных святынь Литовской столицы. Собор этот служит свидетелем всей прошлой жизни г. Вильнюса. Он видел и славу его, страдал его бедствиями. Служил средоточием церковной жизни - сначала для православных, потом для униатов.

Пречистенский Собор, издревле является соборным храмом в Вильнюсе. Это указывает на существование в городе и приходских церквей, последние появляются в Вильнюсе очень рано, на заре исторической жизни Вильнюса. Со временем перенесения столицы великого княжества из г. Тракай в Вильнюс в 1323 году, и здесь стали селиться торговые и промышленные люди разных национальностей, и особенно русские, по преимуществу купцы - из Москвы, Твери, Пскова, Новгорода и другие. По свидетельству летописцев, в Вильнюсе, с древнейших времён, был очень богатый гостиный двор. Местными жителями или самими купцами строились целые ряды амбаров, магазинов и лавок. Русский гостиный двор находился за оградою города у так называемых Медининкайских ворот (потом Острыя).

Гостиный двор примыкал к Троицкой горе, там был устроен Троицкий монастырь. До половины 14-го столетия Троицкая гора, находившаяся за городом, была местом казни. Около 1346-7 года по настоянию жрецов главного литовского бога Перкуна, здесь были повешены на одном дубе три христианских православных проповедника, известные Вильнюсские святомученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Православные, которых было много, с согласия великого князя, погребли их останки в церкви Св. Николая (Успения), ныне не существующей. В скором времени по просьбе верующих христиан и при содействии Иулиянии Тверской, второй супруги Ольгерда, здесь построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. Местность, где пострадали мученики, стала привлекать к себе русских православных людей. Они стали заселяться там, а местность назвали "Русской", в последствии же она получила "Острого" конца города.

Так называемое "Заречье", территория на восток от Большой улицы до речки Вилейки и далее за нею, было заселено русскими.

В этой же местности воздвигались одна за другой православные церкви, из которых многих уже нет. Об их существовании свидетельствуют названия некоторых улиц, ведущих с Большой улицы на Заречье.

По свидетельству сохранившихся до наших дней церквных актов, православных храмов в этом месте было более десяти: Спасская, Покровская, Св. Иоанна Предтечи, Михаила Архангела, Святой Екатерины, Св. Николая (Успения), Св. Илии пророка, Рождества Христова, Пятницкая церковь, Св. Косьмы и Дамиана, Петро-Павловская, Юрьевская. Все они основаны до 1384 года до правления великого князя Литовского - Ягайлы. Среди них почти в центре и возвышался величественный Пречистенский Собор.

Построение Пречистенского Собора. 14 век

Русские летописи сооружение Пречистенского Собора приписывают великому князю Ольгерду. Так Никоновская летопись свидетельствует, что тело князя Ольгерда (умершего в 1377 году), "Положиша в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам создал".

Собор этот строили зодчие из Киева, на подобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Место для постройки выбрали на левом берегу реки Вильны (ныне - Вилейка), в центре русского поселения. Самое деятельное участие в построении этого храма, как и многих других в Вильнюсе, принимала вторая супруга Ольгерда - Иулиания Тверская.

Освещал его великий святитель Алексей, бывший тогда наместником митрополита в сане епископа Владимирского, посетивший Вильнюс в 1348 году. Все пять престолов храма были освящены в честь Божией Матери, и потому прикрепилось за ним название дома Пречистыя. Под сводами этого храма погребены основатели его - Ольгерд и вторая супруга Иулияния Тверская (1353 г.). Очевидцы рассказывают, что когда здание Пречистенского Собора было отведено под анатомический театр (в начале 18 столетия), в подвалах нашли металлическую доску, с славянскою надписью, свидетельствующей, что здесь погребены останки Иулиянии Ольгердовой, великой княгини Литовской.

Через 50 лет после постройки Пречистенский Собор стал Митрополитальным Кафедральным Собором, а Вильнюс -столичным городом Киевских митрополитов.

15 ноября 1415 года на соборе епископов в г. Новогрудке был посвящён в "митрополита Киева и все державы Литовской" серб родом - Григорий Цамблак. Новый митрополит переехал жить в Вильнюс. Пречистенский Собор стал кафедральным для всего ряда западно-русских митрополитов, руководителей православного общества в крае.

В начале 16 столетия (1506 г.) неизвестно от какой причины, упал главный купол Собора и богослужение временно стало совершаться в Спасской церкви, до восстановления собора в 1511 году князем Константином Ивановичем Острожским, великим поборником православия в Литве. Он же пожаловал Пречистенскому Собору своё имение Свираны в 22 верстах от г. Вильни, на содержание четырёх священников и двух диаконов. Однако в 1636 году Собор утратил эти земли.

Церковь и богадельня Спасская

Рядом с Пречистенским Собором, ближе к Вилейке, находилась Спасская церковь. Многие полагали, что это была часть Пречистенского храма, но в сохранившихся документах, Спасская церковь ясно отделяется от Пречистенской и указывается как самостоятельная в "Реестре восковой дани". После пожара 1610 года Спасская церковь сильно пострадала и вскоре пришла в запустение (1619 году).

При Пречистенском Соборе существовала богадельня, называвшаяся Спасскою. Когда и кем основана, сведений не осталось. В Вильнюсском центральном архиве сохранились два весьма важных документа, из которых видно, что Спасская богадельня существовала в течении всего 18-го столетия. Первый документ на польском языке (1700 - 1701 г.) имеет заголовок:

"Реестр приходов денежных сумм, поземельной платы и расходов с камениц, домов, бани, принадлежащих богадельне Спаса при церкви св. Пречистой Девы, состоящей в унии".

Спасской богадельне в 1700 году принадлежали следующие каменицы: каменица на углу Савич, справа от Спасских ворот. Вторая каменица - "Братством", также находилась на углу улицы Савич. Всего было за Спасским братством 15 зданий.

Спасской богадельне принадлежала баня на реке Вилейке. В 1700 году она бездействовала. Была крайне запущена, требовала капитального ремонта, который и был сделан 1701 году.

Упадок Пречистенского Собора

Тревожное время переживала православная Вильня в 1595 году. Но Пречистенский Митрополитальный Собор Вильнюса и его община всемерно защищали веру православную, наследованную от отцов. Да будет благословена память о них.

В 1610 г. началось запустение Собора. А 21 июля во время пожара города сгорело пять церквей, пламя не пощадило и Пречистенский Собор; сгорели покои митрополита, была повреждена крыша Собора.

После этого пожара Собор был востановлен в стиле римских католических костелов, и в таком виде простоял до 1748 года, когда новый пожар повредил его снаружи и внутри. Тридцать семь лет оставался Пречистенский храм в полном запустении.

В 1785 году униатский митрополит Ясон Юноша Смогоржевский востановил этот храм. Но его убогий вид, нисколько не напоминал о былом величии; не было купола и башен, двускатную крышу заменил стрельчатый аттик на верху фронтона.

Виленский Собор, некогда славившийся и внешнею красотою здания и богатством внутреннего убранства был доведен до такого разрушения и запустения, что в нем остались только одна чаша и две ветхие ризы из дешевого материала, что вообще не соответствовало пышности православного обряда.

Чудотворную икону Божией Матери со всеми её драгоценными украшениями и всю церковную утварь из той же соборной церкви перенесли в Троицкую церковь.

Настоятель Св.-Троицкого монастыря, приказал вынуть железо, скреплявшее стены и окна в Пречистенской церкви и употребил его на оковку своего экипажа.

В период унии православное население значительно сократилось. К концу 18 века, при единственной в то время православной Св. Духовской церкви числилось только 40 православных человек, как писал об этом в Синод Игумен Даниил в 1795 году. Остальных путем угроз принудили принять унию и католическую веру.

В 1795 году с упразднением униатской митрополии в Литве, упразднилась и кафедра в Вильнюсе. Всё имущество передано Троицкому монастырю и причт распущен. Богослужение в Пречистенском Соборе изредка совершалось ещё даже в начале 19 столетия, троицкими монахами-базилианами. В 1805 году здание собора уступили римской-католической Академии. Предполагалось разместить в нем семинарию, но проект этот не осуществился, и 1807 году здание Пречистенского Собора было отдано военному ведомству, которое устроило в нём хлебный амбар, а в 1808 году епископ униатский Булгак продал здание Вильнюсскому университету за 8000 рублей и за самовольную продажу получил Высочайший выговор.

Запустения на месте Святыни

С 1808 года из-за фанатичных врагов православия, начинается на этом святом месте запустение. По ходатайству бывшего попечителя Виленского учебного округа поляка Адама Чарторыйского, министром народного просвещения графом Завадовским был поднесён, 16 мая 1808 года, для подписания Государю Императору Александру Благословенному всеподданнейший доклад следующего содержания:

"Попечитель Виленского университета Тайный Советник Чарторыйский представил мне, что университетский анатомический театр находится в великом несовершенстве и не на выгодном месте. Прибытие профессора скотолечения, которого курс и школа, по обширности предмета и по самой в Вильне, требует многих пособий и просторного помещения, ещё более стеснило сей театр, необходимый и для казенных воспитанников, приготавливаемых в университет для врачебной части. Дабы пособить сему, университет, сделав план и смету, представил Попечителю проект. Он состоит в том, чтобы анатомический театр, который кроме тесноты своей, причиняет неприятность главной улице в городе, перенести из настоящего места и соединить со школою скотолечения на пространном месте, в стороне от города, и над речкою Вилейкою. В сей план входят не только два театра обоих анатомий, кабинеты, жилище проректоров, бани, кухни, ванны и прочее, но также лазарет для животных и манеж для гимнастических упражнений. К помещению всего этого признано единственно удобным ветхое каменное строение, под названием дом митрополита униатского, который по высочайщему повелению в 1805 году был для Главной семинарии, а потом, когда определен для оной августинский монастырь, остался свободным для другого употребления. Убеждаясь имеющею произойти от сего пользою, попечитель представляет мне об исходатайствовании Вашего Высочайшего Императорского Величества повеления, чтобы деньги потребные на перестройку всего оного употребить в из общих остатков поиезуитского дохода, и чтобы упомянутый так называемый митрополитский дом, для семинарии уже ненужный, обращен был ныне на сей предмет и отдан в полное распоряжение Университета".

Доклад министра утвержден и, таким образом, дело перешло под вымышленным названием "митрополитского дома", перешла в ведение Мин. Нар. Пр. и отдано под анатомический театр вместе со школою. Все здание внутри перегородили каменными стенами, вдоль и поперек на шесть частей: высоту разделили на два этажа; в верхнем устроили залы для чтения лекций, библиотеку. В нижнем этаже, в большой алтарной части, сделали особое помещение, проломав для входа в него горнее место и заложив наглухо Царские врата, южные и северные двери, и устроили в нем лабораторию. С не меньшей наглостью поступили и с внешним видом храма: угловые башни, фронтонные и северо-восточные - сломаны; другой формы окна установлены на других местах: наличники и прочие липные украшения обтесаны и сглажены. От былого устройства осталось лишь тройная выпуклость алтаря с восточной стороны и башни на юго-восточном углу здания. 13 октября 1815 года последовало открытие анатомического театра, которое сопровождалось речью профессора анатомии и медицины И. Лебенвейна.

После закрытия Виленской Медико-Хирургической Академии, а с нею анатомического театра и клиники, здание Пречистенского Собора поступило в ведение Литовского епархиального начальства, но вскоре было передано городскому управлению, которое сдавало его в аренду частным лицам в основном для торговых нужд.

Восстановление Пречистенского Собора

Восстановление храма Пречистыя Богородицы в Вильнюсе нераздельно связано с именем начальника края Михаила Николаевича графа Муравьева. Господу угодно было обратить внимание графа Муравьева на древнюю святыню. При митрополите Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) осознали важность для православия восстановления Собора по возможности в его прежнем виде с сохранением его прочных стен.

В 1864 году граф М. Н. Муравьев, с высочайшего позволения организовал сбор пожертвований на восстановление Пречистенского Собора. Пожертвования стекались из разных мест, и деньгами, и утварью. Особенно отзывчивым оказалось Московское духовенство во главе с Московским митрополитом Филаретом, пожертвовавшее 34000 рублей, и московское купечество - 5000 рублей. Государь Император Александр II, в бытность свою в Вильнюсе, обозревая востановление храма и узнав, что не хватает на отделку, 19 июня 1867 года, приказал отпустить сумму 57000 рублей из государственной казны.

Вот как описывает посетивший Вильнюс очевидец восстанавливаемого храма. Внутренность здания, пишет он, была очищена от каморок и чуланов, но в здание надо было спускаться с улицы по каменной лестнице. Высота храма была очень значительно, на его пустом пространстве внимание останавливалось на двух рядах огромных столбов или колонн-гигантов, на которых покоились совершенно целые своды. По обеим боковым сторонам шли многогранные пилястры -совершенное подобие тех столбов, которыми в средине храма поддерживались своды. Эти пилястры, служа крепостью для стен и довершая внутреннюю красоту здания, восходили в свое время до самых его сводов, и только позднее их злонамеренно убрали со стен. Справо от главного входа в углу, где ныне придел святителя Алексия, было широкое отверстие в виде окошка, ведущее в глубокий подвал. В подвале храма шли погребальные подземные галереи, в которых находились гробы. Под некоторыми усыпальницами были устроены колодцы неопределенной глубины, в центральной подземной галерее струился ручеек чистой кристальной воды. Трупного запаха совсем не было слышно, надо полагать, он уносился течением ручья.

30 августа 1865 года совершилось торжественное открытие восстановления Пречистенского Собора. Работы производились ровно три года под руководством академиков Резанова и Чагина, с возможным соблюдением первоначального вида храма. Успешному ходу и завершению работ содействовал Андрей Муравьев, родной брат Михаила Муравьева, изучавший историю русских святынь.

Работы закончились в октябре 1868 года, и 22 октября было совершено торжественное освящение Храма во имя Успения Божией Матери. По болезненному состоянию митрополита Иосифа (Семашко), освящение совершено его другом и сподвижником архиепископом Антонием (Зубко).

12 ноября 1868 года освящен придельный теплый храм во имя Святителя Алексия митрополита киевского, московского и всея Руси, в свое время освещавшего Пречистенский Собор после построения его Ольгердом 1348 году.

Весь Собор сделан был теплым в 1880 году, благодаря трудам настоятеля собора протоиерея Иоанна Антоновича Котовича, при содействии архиепископа Макария, в последствии митрополита Московского.

22 октября 1871 года, освящен новый придел Пречистенского Собора во имя священномученика Макария, митрополита киевского, и вместе с тем окроплен св. водой отделанный прежний иконостас главного соборного престола, освященного в тот же день, три года назад.

Каждый, кто видел иконостас в прежнем виде, без сомнения сожалел, что внутренняя бедная обстановка храма не соответствовала наружному виду, хотя рисунок прежнего иконостаса был хороший, но он терял свое достоинство от того, что был помещен между средними колонами, и казался точно вдавленным в тесную рамку. Теперь тот же иконостас принял совершенно другой вид, потому что был поднят еще на один ярус, и по его сторонам установлены два новых четырехярусных иконостаса, гармонирующие с главным и придающие Собору вид трехпрестольной церкви.

На стенах Собора, служащего вековым памятником русских людей в Литве, начертаны на четырех каменных досках, помещеных на боковых стенах собора, имена лиц, мужественно стоявших за православие и преданность Отечеству. По сторонам двух киотов изображены святые покровители тогдашней царственной четы - Александр Невский и Мария Магдалина. В целом, на досках записанно 349 имен. Среди них значатся священники: Константин Прокопович, Роман Рацапский, Даниил Кононасевич, дьячек Федор Юзефович. После освящения соборного придела всем им была провозглашена вечная память.

Не без гордости вспоминаем и даже мученеическому подвигу причислен митрополит Макарий, в честь которого освячен новый придельный престол. Этот святитель посвящен в сан Киевского митрополита в этом Пречистенском Соборе и, как известно, на пути из Вильны в Киев, к месту своего святительства, сделался жертвою своего пастырского долга, невинно замученный перекопскими татарами. Это случилось на реке Припяти, в селе Скриголове, Минской губернии, 1 мая 1497 года. Несколько раньше этого события, тот же святитель в том же храме Пречистыя, торжественно встречал вступившую в этот Собор, по прибытии из Москвы, Елену, невесту Великого Князя Литовского Александра, дочь Иоанна III.

Иконы нового иконостаса тоже служат как бы исторической летописью, на них изображены преимущественно те святые, которые имели отношение к Западному русскому краю. К числу достопримечательностей Собора нельзя не отнести диван, на котором мирно почил приснопамятный Иосиф (Семашко) митрополит Литовский и Виленский. Диван этот ныне находится в диаконнике-ризнице.

Содержание Собора и причта

Обеспечение Собора было вообще скудное. Причт Собора пользовался квартирами при Соборе, а с 1870 года размещался в двух домах бывших митрополичьих зданий, которые были переданы Собору. В 1885 году был поднят вопрос о наделении притчта Собора земельными угодиями. Ходатайство было уважено и 5 июля 1887 года состоялась передача угодий Виленского католического Бернадинского монастыря причту Собора на увеличение средств его содержания. Увеличили и штат причта: настоятель, два священника, диакон и три чтеца. Угодия Собора состояли из:

1. Фермы Деканишки, в Виленском уезде, в 154 десятин земли;

2. Роснополье - в трех верстах от г. Вильны;

3. Мельницы в местечке Сморгонах, Ошмянского уезда;

4. Озера Ильга, в 134 кв. десятины, в Трокском уезде.

Мицкунская приписная церковь

Мицкунская церковь построена из католического костела в 1825 году владельцем имения Мицкуны бароном Александром Максимовичем Пилляром фон Пильхау, лютеранского вероисповедания, единственно для погребения родственников своей жены. Церковь эта была освящена 8 октября 1897 года епископом Ковенским Иосифом во имя Святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Находится она в Виленском уезде, в 14 верстах от г. Вильнюс.

Настоятели Пречистенского Собора со времени его восстановления в 1868 г.

Протоиерей Антоний Иванович Пщолко (1868 - 1871 г.), кандидат Московской духовной академии, из священников Вильнюсского Кафедрального собора, много потрудившийся при возобновлении вильнюсских православных храмов, в том числе и Пречистенского, как член строительного комитета.

Протоиерей Николай Иванович Дмитревский (1871 - 1875 г.), уроженец Рязанской епархии, магистр богословия Московской духовной академии, из законоучителей Вильнюсского Женского духовного училища, скончался ректором Рижской духовной семинарии 28 мая 1893 г.

Протоиерей Иоанн Антонович Котович (1875- 1893 г.), уроженец Гродневской губернии, магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

Протоиерей Иоанн Васильевич Шверубович (1893 - 1907 г.), уроженец Вильнюсской губернии, студент Литовской духовной семинарии, из священников Вильнюсской церкви Св. Николая.

Протоиерей Иоанн Осипович Волочкович (с 1907 г.), уроженец Минской губернии, из законоучителей Вильнюсской 1 Гимназии.

После Иосифа Беляева Настоятелем Собора более 30-ти лет работал Лев Савицский.

Начиная с 1980 г. настоятелем был Архимандрит Давид.

В наши дни с 2002 г. настоятелем является протоиерей Николай.

Пречистенский Собор в наши дни

Архитекторы, бережно сохраняя древние фрагменты строения Собора, придают фасаду формы, имитирующие средневековую грузинскую архитектуру. Во внутреннем убранстве храма привлекает внимание богатый пятиярусный иконостас, написанный старостой Собора Трутневым. Шли годы и снова начал разрушаться фундамент, плесень и грибок не щадили стен, разрушался купол, ведь с 1868 года никакого ремонта не проводилось, службы проводились в зимнее время только в Алексеевском приделе, и здесь требовался основательный ремонт.

В 1980 году, по благословению архиепископа Викторина (Беляева), настоятелем архимандритом Давидом (Дмитриевым) начался внутренний и наружный ремонт. И вот, после более чем столетнего перерыва вновь белостенный Пречистенский Собор колокольным звоном призывает верующих в древние обновленные стены для молитвы.

27 июля 1997 года Пречистенский Собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. Отслужил божественную литургию, сказал проникновенное слово, преподнес Собору икону Казанской Божией Матери, а настоятелю архимандриту Давиду, вручил крест с украшениями с дарственной надписью.

Прошло 18 лет после реставрации, и вот Владыко Хризостом (Мартишкин) в 1998 году внутри храма великолепно произвел покраску стен, купола, реставрацию и покраску иконостаса. Прекрасными плитками выложен пол - до этого был только бетонный.

Сейчас в храме течёт полнокровная религиозная жизнь. Постоянно совершаются богослужения. При Соборе действует воскресная школа, состоящая из нескольких классов, где проводятся религиозно-духовные собеседования с протоиереем Дионисием. Проводятся благотворительные концерты духовных песнопений под управлением Т. Ринкявичене. Два года подряд проводятся фестивали духовной музыки из республик Прибалтики, Белорусии и России.

Сайт создан в системе uCoz